шаткармы йогическое очищение хатха йога агнисара дхаути дхоути джала нети басти варисара тратака

Шаткармы: очищение грубого и тонкого тел

В практике йоги одним из первых условий является наше оздоровление и очищение. И хотя здоровье не является основной целью йоги, то есть йога как таковая разработана не для того, чтобы оздоровиться, но здоровье является необходимым условием продвижения по пути йоги и является также побочным эффектом регулярной практики йоги.

В йога-сутрах Патанджали перечисляет несколько препятствий в йогической практике, и среди этих препятствий есть, например, болезнь (вьядхи), нечувствительность (прамада), страдание и боль (дукха), отсутствие крепости тела (ангамеджайявата) и дыхания (шваса-прашваса), а также прочие.

Если у нас есть какие-то болезни, если постоянно что-то болит, мы отвлекаемся на это, мы не способны продвигаться в практике, не можем сидеть подолгу и практиковать пранаяму и медитацию, поскольку наше тело на это не способно и наш ум отвлекается на те страдания, которые приносит тело. Для того, чтобы мы могли более точно ощущать свое тело, более тонкие процессы, необходимо, чтобы наше тело было достаточно чистым, достаточно здоровым.

При дальнейшем продвижении в йоге это становится не настолько важно, потому что наш ум заполняется тем внутренним покоем и стабильностью, что нам уже не мешают какие-то колебания в виде временных болезней, в виде беспокойств ума, каких-то неприятных ощущений в теле, однако в начале практики это удобство, спокойствие и отсутствие неприятных ощущений являются достаточно важными.

Поэтому, кроме асан и пранаям, в практику хатха-йоги обязательно входят шаткармы, то есть очищающие действия. «Шат» – это «шесть», а «карма» – это «действие». В переводе это просто «шесть действий», и под словом шаткарма обычно понимают именно очищающие действия, которые направлены на очищение органов и полостей тела, улучшение обмена веществ, для того, чтобы наши органы хорошо питались и хорошо выводили продукты метаболизма.

Каковы эти шесть очистительных практик шаткарм?

Вот их перечень:

  • Дхоути (дхаути)

  • Басти

  • Нети

  • Капалабхати

  • Тратака

  • Наули

Интересно, что из шести очистительных действий четыре работают с брюшной полостью. Не только с ней, конечно, но они напрямую воздействует на брюшную полость. Это связано с тем, что от здоровья и хорошего функционирования органов желудочно-кишечного тракта (на всех этапах, вплоть до дефекации) зависит здоровье всего нашего организма. Если мы не можем усвоить в достаточной степени продукты питания и не можем хорошо вывести продукты метаболизма, то наш организм не будет здоров, не важно занимаемся мы другими практиками или не занимаемся, если не хватает силы пищеварительного огня, у нашего тела будут проблемы. Если мы едим здоровую пищу, но наше тело не способно ее усвоить, то эта здоровая пища превращается в гниющие элементы в нашем пищеварительном тракте. Если при этом они еще и плохо выводятся, то вместо питательных элементов самой лучшей и здоровой еды, мы впитываем в кровь токсины. Поэтому йога и аюрведа уделяют очень большое внимание здоровью пищеварительного тракта и, как это говорят йогическим языком, качество огня пищеварения.

Итак, давайте рассмотрим шаткармы. Нельзя сказать, что какие-то шаткармы более важны либо менее важны. Они имеют разные функции и разные области применения, поэтому используются  тогда, когда это необходимо.

Агнисара дхаути

Шаткармы обязательно выполняются на начальном этапе практики. Когда мы жили обычной жизнью, и нам необходимо перейти к практике йоги, нужно наладить пищеварение и вывести из себя токсины, потому что тело начинает работать более интенсивно, оно становится более чувствительным ко всему, что мы принимаем, и необходимо позаботиться о том, чтобы загрязняющих веществ было минимальное количество. Нужно очистить тело и ум от грубых загрязнений, чтобы иметь возможность продвигаться в практике и воспринимать более тонкие и глубинные процессы, которые мы не замечаем в состоянии загрязнения.

Поэтому в начальной практике шаткармам уделяется достаточно много внимания. Затем когда первичное очищение проведено, выполнять ежедневно все шаткармы нет необходимости. Мы смотрим по своему состоянию и выполняем в дальнейшем шаткармы по мере необходимости.

1. Дхоути.

Итак, первая практика, а точнее группа практик называется дхоути (дхаути), и она включает несколько практик, связанных с очищением пищеварительного тракта.

1.1. Ангисара дхаути крийя

Ее также называют «огненное дыхание».

Выполнение

В положении стоя с немного согнутыми коленями опираемся руками на бедра, туловище наклонено вперед примерно под 45 градусов. Либо сидя в позе для медитации (вирасана; падмасана – поза лотоса; ардха падмасана – полулотос; сиддхасана и т.п.) также наклоняемся немного вперед. На задержке дыхания после выдоха мы выполняем как бы полоскания живота: быстро втягиваем и выпячиваем живот, сжимая и отпуская брюшную полость.

В упрощенном варианте можно выполнять без задержки дыхания следующим образом: в указанных выше позах быстро дышим брюшным дыханием, то есть живот выпячивается со вдохом и вжимается с выдохом.

Еще более упрощенный вариант можно использовать, когда агнисара крийю не рекомендуют выполнять, в таком случае можно делать умеренный массаж живота руками. Массаж живота всегда выполняется вокруг пупка по часовой стрелке.

Противопоказания для агнисара дхаути крийи:

Беременность и первое время после родов;

Менструация

Восстановительный период после операций на брюшной полости (около года – после консультации с лечащим врачом)

Болезни сердца

Злокачественные опухоли

Любые болезни в острой стадии (высокая температура, воспалительный процесс, кровотечение и т.п.)

В этой практике мы производим массаж внутренних органов брюшной полости, буквально выжимаем из них всю застоявшуюся кровь, все продукты метаболизма, и, когда мы отпускаем живот, туда идёт приток свежей крови, которая вымывает всё и питает внутренние органы.

Эта практика очень хорошо разжигает пищеварительный огонь, однако следует быть осторожными, потому что она в целом повышает уровень огня в теле, и к ней надо очень аккуратно подходить, постепенно осваивать, потому что огонь – это такой элемент, который трудно сбалансировать. Разгорается он быстро, но потушить его затем очень сложно.

1.2. Вастра дхаути

Другая практика, которая описана в Хатха-йога Прадипика, – это вастра дхаути, или очищение желудка при помощи полоски ткани. Длинную полоску чистой ткани заглатывают и оставляют на некоторое время в желудке, после чего ее вытаскивают очень аккуратно. Но, конечно, это практика не для начинающих.

Вастра дхаути

Вастра дхаути очищает желудок от слизи и амы, то есть накопленных токсинов, очень хорошо помогает при повышенной капха доше. При состоянии избытка капха-доши, в первую очередь, страдает желудок и пищеварительный огонь, и этот метод – один из методов для изгнания лишней слизи из желудка, чтобы пищеварительный огонь мог
восстановиться.

1.3. Ваман дхаути

Аналогичное действие имеет ваман дхаути, или также называется кунжал крийя – очищение желудка соленой водой, то есть лечебная рвота.

Не все любят рвоту, но на самом деле такой процесс очень полезен при накоплении амы либо при повышенной капхе, когда мы чувствуем, что желудок полон слизи, когда мы ощущаем слизь во всех наших каналах, в носовых проходах, в горле, в бронхах.

1.4. Вастра дхаути или Бхуджанги мудра

Очищение желудка при помощи воздуха. Мы заглатываем воздух, накапливаем его в желудке и затем при помощи отрыжки выводим его. Это также стимулирует пищеварительный тракт и работу желудка.

1.5. Варисара Дхаути

Еще один вариант дхаути – Варисара дхаути, или Шанкх пракшалана – очищение кишечника солёной водой.

Если предыдущие описанные практики работали только с желудком, то варисара воздействует на весь желудочно-кишечный тракт.

Краткое описание выполнения

Натощак выпивается соленая вода (1% раствор поваренной соли в слегка теплой кипяченной воде), после чего выполняется ряд определенных упражнений, что помогает открыть привратник желудка и пропустить соленую воду непосредственно в кишечник. И так выполняется несколько циклов. Вода без всасывания в кровь быстро проходит по всему ЖКТ и выходит через анальное отверстие и, таким образом, мы как бы промываем непосредственно весь ЖКТ, заглатывая воду и выводя ее. Шанкх-пракшалана переводится как «жест раковины»: вода стекает сверху вниз, протекая насквозь через весь канал и промывая его.

Шанкх пракшалана

Если предыдущие крийи показаны при дисбалансе капха доши, то Варисара больше работает с дисбалансом питта доши. Она очень хорошо очищает полностью весь кишечник, а именно в тонком кишечнике начинает накапливаться избыточная питта-доша.

1.6. Очищение ротовой полости

К практикам дхаути также относится очищение различных органов на лице: очищение рта, зубов, языка, промывание глаз, очищение ушей, то есть задействуются все-все органы чувств, которые у нас расположены на лице.

2. Нети

Следующая крийя из шаткарм – это нети, промывание носа, очищение носа.

Носовые проходы очень тесно связаны с мозгом и непосредственно связаны с двумя важным энергетическими каналами Ида и Пингала. Состояние носовых проходов и состояние этих энергетических каналов взаимосвязаны. Нам очень важно, чтобы эти каналы
были уравновешены, были очищены, и это достигается через практику пранаямы. Но для того, чтобы мы могли выполнять пранаяму, необходимо, чтобы наш нос был достаточно приспособлен к этому: он должен быть чистым, без отечности, с хорошей слизистой, которая очищает поступающий воздух и качественно выполняет защитные функции. Помните, что нам важно быть здоровыми для практики йоги, и здоровье носа в этом играет также большую роль.

Существует несколько видов очищения носовых проходов. Один из самых простых и популярных – это джала нети, очищение соленой водой.

Джала нети

С этой целью используются специальные чайнички с узкими носиками. Чайник наполняют соленой водой (1% раствор), носик вставляется в один из носовых проходов, затем голову нужно наклонить вперед и немного в сторону, и мы находим определенное положение головы, которое позволяет воде вытекать из одной ноздри в другую. Если вода немного протекает в рот – ничего страшного, просто сплевываем ее. Мы отпускаем клапаны в носоглотке, открываем полностью носоглотку, чтобы не мешать перемещению воды, и позволяем в воде стечь и промывать свободно нос. Если мы будем языком придавливать мягкое нёбо, то вода не сможет свободно проходить через все каналы.

Сейчас также продаются специальные бутылочки с носиками, при помощи которых также можно промывать нос. Они хороши тем, что помогают хорошо промыть носовые проходы, если там скопилась слизь, например, при респираторных заболеваниях. Но, в отличие от классического чайничка, в них вода подается под давлением, и если мы неправильно перекрываем клапаны в носоглотке, то вода под давлением может пойти, например, в евстахиевы трубы и вызвать воспаление уха. Поэтому важно уделять внимание деталям и правильно выполнять промывание.

Другой вид очищения носа – сутра нети. «Сутра» означает «нить», и это сразу говорит о сути практики. В ней используют тонкую хлопковую веревочку, которую вставляют в одну ноздрю, продвигают и достают через вторую ноздрю, таким образом, два конца нити выходят через две ноздри.

Можно закапывать в ноздри чистые либо лечебные масла на травах. В зависимости от состава масла воздействие может быть очищающим, тонизирующим, питающим. Например, при отечной слизистой носа, при застоях в носовых проходах, можно использовать известное масло «Ану таила», которое разжижает слизь и выводит ее из носа.

3. Басти.

Басти – это очищение толстой кишки.

Мы рассмотрели очищение желудка и тонкого кишечника, эта же практика направлена на толстый кишечник, и методы басти больше касаются дисбаланса вата доши.

Хотя условно мы переводим слово «басти» как клизма, на самом деле есть много отличий между клизмой в привычном нам понимании, как она используется в западной лечебной практике, и басти.

В шаткармах выделяют два основных вида басти: джала-басти (с использованием воды) и сукшма-басти (очищение воздухом).

При выполнении джала-басти с помощью специальной трубочки (можно использовать наконечник от клизмы) втягивающим усилием мышц вода либо травяной отвар всасываются в толстый кишечник, после чего происходит опорожнение.

При сухом типе басти в толстый кишечник втягивается воздух, что помогает освободиться от газов, тонизировать кишечник, однако носит более мягкое воздействие, чем выполнение с водой.

Отдельно следует упомянуть также басти, которая является частью комплекса Панчакарма – оздоровительные методы Аюрведы. Там используется клизма, более похожая на западную, однако в толстый кишечник вводится не вода, а специально подобранный состав, который включает травяные отвары и пасты, жиры, соли и прочие ингредиенты по показаниям.

4. Наули-крийя

По своей сути, наули – это массаж органов брюшной полости. Это очень хорошая практика, которая тонизирует все органы брюшной полости и малого таза, устраняя там застои и обеспечивая приток к ним свежей крови, улучшается сила пищеварения, перистальтика кишечника и процесс выведения отходов. Наули – это мощная практика, улучшающая метаболизм и запускающая очистительные процессы.

Наули крийя

Выполнение

Наули-крийю можно выполнять стоя либо сидя в позе для медитации. Из положения стоя ее выполнять немного легче, поэтому при освоении рекомендуется начать с этой позы.

Из положения стоя, ноги на ширине плеч, мы делаем быстрый наклон вперед с полным выдохом и задерживаем дыхание. Выполняем поочередно: джаланхара-банху, мула-бандху, уддияна-бандху (расслабленные мышцы живота втягиваются вакуумом под ребра).

Продолжая задержку дыхания, формируем жгут, напрягая прямые мышцы живота. И затем мы начинаем вращение этого жгута, перемещая его в сторону, втягивая живот, жгут с другой стороны и возвращаемся вперед. Таким образом, выполняется один круг. Повторяем несколько кругов в одну сторону, а затем делаем столько же кругов в другую сторону.

Вращение в обе стороны выполняется на одной задержке дыхания. Постепенно с освоением движения и удлинением задержки дыхания количество кругов в одну и в другую сторону будет возрастать. Необходимо рассчитывать, чтобы на одной задержке мы выполнили одинаковое количество кругов в обе стороны.

Таким образом, можно выделить три практики, которые целенаправленно работают с брюшной полостью: уддияна-бандха, агнисара-дхаути крийя и наули крийя, которые обобщенно называют брюшными манипуляциями. Эти практики улучшают метаболизм, помогают уменьшить жировые отложения и быть в лучшей форме. При этом пища хорошо
усваивается и идет на выстраивание тела, на энергию, а не накопление жировых тканей.

5. Капалабхати

Капалабхати – это дыхательная практика, которую часто относят к пранаямам, как и прочие дыхательные техники. Но надо понимать также, что она имеет сильное воздействие на энергетическую систему и мощное очистительное действие, поэтому входит также в комплекс шаткарм.

Эта практика также хорошо задействует живот и полезна для внутренних органов. Однако, с точки зрения энергии, капалабхати хорошо прочищает каналы, расположенные в голове (как физические, так и энергетические каналы пранамайя коши) и насыщает энергией верхние чакры и мозг, о чем говорит само название практики: «капала» — «череп», а «бхати» — «свет, блеск».

Капалабхати хорошо вписывается в утренние процедуры и помогает пробудить тело после ночного сна, поскольку насыщает кислородом мозг, бодрит, а также запускает пищеварение.

Выполнение

На вдохе мы расслабляем мышцы живота, давая животу наполниться, расшириться.

С выдохом мы резко сжимаем живот, выталкивая воздух из легких. После чего сразу опять расслабляем живот, позволяя произойти естественному вдоху.

И вдох, и выдох следует выполнять через нос.

Следует начинать осваивать практику в медленном темпе, формируя правильное (с расслабленным плавным вдохом и резким выдохом) и ритмичное движение. По мере освоения практики темп можно наращивать.

6. Тратака

Также к шаткармам относится тратака – концентрация взгляда на точке. Однако следует понимать, что взгляд – это только внешний аспект практики, а его глубинная суть – это концентрация внимания и однонаправленность ума, которые мы тренируем через остановку взгляда. Таким образом, эта практика одновременно относится как к классу шаткарм, так и к классу дхараны.

Среди начальных вариантов тратаки чаще всего используется тратака на нарисованную точку (около 5 мм) либо на пламя свечи.

Тратака на пламя свечи

Тратака положительно влияет на здоровье глаз, улучшает концентрацию внимания, способствует укреплению памяти и усилению силы воли.

Можно выделить два вида тратаки: внешняя (бахиранга-тратака) и внутренняя (антаранга-тратака), а также их сочетание. Внешняя тратака – это сосредоточение на внешнем объекте, тогда как внутренняя – на внутреннем объекте. Их сочетание – это концентрация внимания сначала на внешнем объекте, а затем перенос внимания внутрь при закрытых глазах.

Выполнение.

Размещаем лист с нарисованной точкой или зажженную свечу примерно на расстоянии вытянутой руки либо на высоте глаз (если у вас есть склонность к сонливости), либо чуть ниже.

Необходимо концентрировать взгляд на точке либо на свече, не моргая, до появления слез. Важный момент, что во время концентрации взгляда не следует напрягать ни глаза, ни лоб, мы просто кладем взгляд на объект концентрации. А также нужно помнить, что сосредотачиваем мы не только взгляд, но и внимание. Если мы замечаем, что внимание ускользнуло на обдумывание каких-то мыслей, просто спокойно возвращаем его обратно, не важно, сколько раз нам потребуется это сделать.

Постепенно доводим длительность практики до 10-15 минут либо дольше по указанию Учителя.


Как мы видим, практики шаткармы имеют непосредственное влияние на наше физическое здоровье, на наши внутренние органы и системы, на мозг, но, вместе с тем, как все в йоге, смысл лежит не только на поверхности. Конечно же, это связано с тем, что у нас не существует отдельно физического тела, отдельно энергии, отдельно ума, а мы – единое, целостное существо, и когда происходят какие-то процессы на одном из уровней, они происходят на всех уровнях. Поэтому и шаткармы работают не только на уровне физического тела, но и на уровне энергетических каналов, на уровне ума и подготавливают нас к дальнейшим ступеням йоги, к дальнейшему продвижению в практике.

Можно ли обойтись без шаткарм?

Как уже сказано выше, шаткармы – это не то, что нужно выполнять постоянно, это практики, которые выполняются по необходимости. С учётом того, что многие из нас живут в загрязненных городах, мы едим далеко не самую качественную пищу, а также перегружены информационно и психологически, шаткармы можно выполнять время от времени, когда ощущается в этом необходимость. Небольшая практика капалабхати, например, может выполняться после пробуждения перед основной практикой йоги ежедневно, также ежедневной может быть и практика тратаки. А вот такие техники, как шанкх-пракшалана или басти следует выполнять исключительно, если есть в этом потребность.

Если тело загрязнено, то мы можем не чувствовать его истинные потребности, можем не замечать тонкие ощущения. Например, толстый слой слизи на языке мешает вкусовым сосочкам получать информацию от пищи, при очищении языка вкусовые рецепторы работают более исправно, и мы начинаем ощущать все более тонкие нюансы вкуса. То же самое происходит в целом в нашем теле: когда тело загрязнено, мы чувствуем только грубые процессы и больше всего мы чувствуем, конечно же, когда у нас что-то болит. Чем чище становится тело, тем более и  более тонкие нюансы мы видим, мы получаем более точные сигналы от тела для того, чтобы корректировать свою практику и в целом свою жизнь.

После выполнения шаткарм, тело становится более восприимчивым, улучшается качество жизни и не только в том смысле, что мы начинаем меньше болеть, а также в том, что мы начинаем получать больше удовольствия от жизни, потому что органы чувств становятся более чувствительными, мы замечаем то, что ранее было для нас
недоступным. Но у этого процесса есть и обратная сторона. Очищенное тело более восприимчиво и к загрязняющим веществам, поэтому, если мы продолжаем загрязнять себя вредными привычками, то они сильнее бьют по нашему здоровью.

Мы должны понимать, что практики шаткарм помогают нашему здоровью и продвижению в йоге, но нам также необходимо брать больше ответственности за свои привычки и, в целом, за свою жизнь.

Алена Евсюкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *